Конституционные основы земельного права

Вопрос 3. Конституционные основы земельного права

1.   
международные
договоры, ратифицированные Россией,
общепризнанные принципы и нормы
международного права;

1)  
федеральные
законы (Земельный Кодекс, Лесной Кодекс,
Водный Кодекс, иные законы);

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

2)  
нормативно-правовые
нормы органов исполнительной власти;

Ст.
2 ЗК

Конституционные основы земельного права

Земельное
законодательство отнесено к совместному
ведению РФ и её субъектов. На уровне
федеральных актов: ограничение
оборотоспособности земельных участков;
порядок пользования и условия пользования
земельными участками; ограничение прав
землепользования; порядок государственного
мониторинга и иные.

1)  
правила
землепользования и застройки городского
округа/городского поселения;

5.   
обычай
– это сложившийся в течение длительного
времени и широко применяемое правило
поведения, не закреплённое в нормах
законодательства.

Конституционные
основы
земельного права – это положения,
содержащиеся в Конституции, закрепляющие
основы регулирования земельных отношений.

1.   
положения,
которые определяют правовой режим
земельных участков (ст. 9 Конституции;
ст. 36 Конституции РФ, в соответствии с
которой земельные участки могут
находиться в различных формах
собственности);

2.   
нормы,
определяющие предметы ведения РФ и
субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ: к
совместному ведению отнесены вопросы
разграничения государственной
собственности на землю; управление,
распоряжение федеральной собственности
на землю осуществляет Правительство
РФ; в совместном ведении находятся
вопросы владения, пользования и
распоряжения земель);

3.   
конституционные
положения, устанавливающие права граждан
на землю (ст. 36 ч. 1 – граждане и их
объединения могут иметь в частной
собственности земельные участки; ст.
35 – каждый может владеть, пользоваться
и распоряжаться имуществом собственником
которого он является; никто не может
быть лишен имущества, кроме как по
решению суда; принудительное изъятие
имущества допускается только при
равноценном возмещении).

Система
– это некая внутренняя структура права.

Система
ЗП – это объективно существующее,
упорядоченное единство земельно-правовых
институтов; последовательно расположенных
в соответствии с их ролью, значимостью
в регулировании земельных отношений и
их содержанию.

Выделяют
общую и особенную части.

1.   
институт
права собственности на земельные
участки;

2.   
институт
землепользования – институт иных видов
прав на землю (помимо права собственности
существует иные 5 прав: пожизненное
наследственное владение, постоянное
(бессрочное) пользование, сервитут,
аренда, безвозмездное срочное пользование);

3.   
институт
управления в области использования и
охраны земли;

4.   
институт
охраны земель и защиты прав на землю
собственников, землевладельцев,
землепользователей, арендаторов.

1.   
правовой
режим земель сельскохозяйственного
назначения;

2.   
земли
населенных пунктов;

3.   
земли
промышленности, транспорта, связи,
радиовещания, космического обеспечении,
обороны, безопасности и иного специального
назначения;

https://www.youtube.com/watch?v=upload

4.   
земли
особо охраняемых территорий и их объекты;

5.   
земли
лесного фонда;

6.   
правовой
режим земель водного фонда (земли,
занятые водными объектами, занятые
техническими сооружениями);

7.   
земли
запаса (это единственная категория
земель, целевое назначение которых не
определено).

1.   
отношения
собственности на землю;

2.   
отношения
землепользования (в широком смысле);

3.   
управленческие
отношения;

4.   
правоохранительные
отношения

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

1.   
материальные
земельные отношения – это общественные
отношения, урегулированные нормами
земельного права, устанавливающие права
и обязанности участников земельных
отношений (как правило, это статистические
отношения);

2.   
процедурные
земельные правоотношения – это
общественные отношения, урегулированные
нормами земельного права, устанавливающие
порядок положительной, позитивной
деятельности уполномоченных субъектов;

3.   
процессуальные
земельно-правовые отношения – это
общественные отношения, урегулированные
нормами права, устанавливающие порядок
деятельности юрисдикционных органов
(как правило, это суды) по принудительной
реализации земельно-правовых норм,
разрешению земельных споров и привлечению
виновных лиц к ответственности.
Процессуальные отношения – это отношения
конфликтные.

1.   
изменение
качества земель;

2.   
изменение
категории, целевого назначения, целевого
использования земельного участка;

3.   
переоформление
прав на земельный участок;

4.   
установление
охранных зон – они предполагают некоторые
ограничения на использование.

Понятие
убытков содержится в ст. 15 ГК, различается
реальный ущерб (те расходы, которые лицо
понесло в результате правонарушения)
и упущенная выгода (те доходы, которые
лицо могло бы получить при нормальном
обороте, но не получила в связи с
правонарушением).

При
возмещении убытков происходит
восстановление имущественного положения
в сфере потерпевшего за счет имущества
лица, нарушившего право на землю. В
соответствии со ст. 62 ЗК причиненные
убытки причиняются в полном объеме по
нормам гражданского законодательства.
Существует два вида убытков: реальный
ущерб и упущенная выгода. Реальный ущерб
может быть выражен в порче земель.
Упущенная выгода может выражаться в
неполучении сельскохозяйственной
продукции.

Поскольку
земля является частью экосистемы
необходимо учитывать нормы ФЗ “Об
охране окружающей среды”. В соответствии
с которым вред, причинный окружающей
среде, возмещается в соответствии
утвержденными таксами и методиками, а
при их отсутствии – исходя из фактических
затрат на восстановление нарушенного
состояния окружающей среды с учётом
понесенных убытков, в том числе упущенной
выгоды.

Срок
исковой давности по искам о возмещении
вреда окружающей среде– 20 лет.

На
основании судебного решения лицо,
виновное в нарушении земельных прав
собственника, землевладельца,
землепользователя, арендатора земельного
участка, может быть принуждено к
исполнению обязанностей в натуре
(восстановление межевых знаков, снос
здания самовольно возведённого сооружения
и т.д.).

Классификация земельных правоотношений

1.   
субъект,

2.   
объект,

3.   
содержание.

Субъект
– это лица (в т.ч. и публичные образования),
наделенные законодательством юридическим
свойством, позволяющим им участвовать
в земельных правоотношениях.

1.   
Физические
и юридические лица – они являются
участниками всех видов земельных
отношений;

2.   
Органы
государственной власти, органы местного
самоуправления и их должностные лица
– эти субъекты участвуют в управленческих
отношениях и правоохранительных
отношениях по использованию (предоставляются
на праве постоянного бессрочного
пользования или аренды). К этой группе
относятся суды и правоохранительные
органы

3.   
Публичные
образования: Российская Федерация,
субъекты Российской Федерации и
муниципальные образования – в основном,
являются участниками только отношений
публичной (государственной и муниципальной)
собственности.

Объект
– то, по поводу чего возникают отношения.

1.   
земля,
как природный ресурс, как часть окружающей
среды (как природный объект);

2.   
земельный
участок;

3.   
части
земельного участка (при установлении
обременений). Напр., сервитут может быть
установлен на часть участка; фактического
разделения участка не происходит. “Часть
земельного участка” – категория
временная;

4.   
земельные
доли или доля в праве собственности на
земельный участок (в случае общедолевой
собственности).

Содержание
земельных отношений
– это совокупность субъективных прав
и юридических обязанностей.

1.   
право
на обладание земельным участком;

2.   
право
на совершение конкретного действия или
бездействия (на определенное поведение);

3.   
право
требовать от обязанного лица определенного
поведения (активного или пассивного);

4.   
право
на защиту (спорный элемент).

Юридическая
обязанность–
это мера должного поведения участника
правоотношения, обеспеченная нормой
права.

Юридические
обязанности бывают активные
и пассивные.

Права
и обязанности участников земельных
отношений могут быть общими
(все собственники должны использовать
земельный участок по целевому назначению)
и специальные
(например, обязанность произвести
осушение земельного участка).

1.1. Земельный налог.

Земельный
налог относится к категории местных
налогов. Земельный налог устанавливается
исключительно нормативно-правовыми
актами органов местного самоуправления,
либо законами представительных органов
Москвы и Санкт-Петербурга. Глава
Налогового Кодекса о земельном налоге
вступила в законную силу с 1 января 2006
года.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

Субъект.
Плательщиками земельного налога являются
физические и юридические лица, которые
используют земельный участок на праве
собственности, на праве постоянного
бессрочного пользования или на праве
пожизненного наследуемого владения.

В
силу ст. 35 ЗК при переходе права
собственности на здание, строение,
сооружение, находящиеся на чужом
земельном участке, к другому лицу, оно
приобретает право на использование
соответствующей части земельного
участка, занятой зданием, строением,
сооружением и необходимой для их
использования, на тех же условиях и в
том же объеме, что и прежний их собственник.

Если
земельный участок предоставлен для
обслуживания и эксплуатации зданий,
строений, сооружений, находящихся в
собственности нескольких лиц, то
земельный налог определяется
пропорционально доле в праве собственности
на здание, строение, сооружение.

1)  
земельные
участки, изъятые из оборота;

2)  
земельные
участки из состава земель лесного фонда;

предоставленные
для обеспечения обороны и безопасности
государства, для обеспечения таможенных
нужд;

    
занятые
водными объектами, находящимися в
государственной собственности;

земельные
участки, занятые объектами исторического
наследия, историко-культурными
заповедниками, объектами археологического
наследия, объектами особо ценного
культурного наследия, включенные в
список всемирного наследия).

Участки
в составе земель сельскохозяйственного
назначения; земельные участки в составе
зон сельскохозяйственного использования
и используемые для сельскохозяйственного
производства; земельные участки,
предоставленные для садоводства,
животноводства, огородничества, личного
подсобного хозяйства, занятые жилищным
фондом и объектами инженерной
инфраструктуры жилищно-коммунального
комплекса; земельные участки,
предоставленные для жилищного
строительства

     
1.5%
от кадастровой стоимости соответствующего
земельного участка – в отношении
остальных земель.

Допускается
установление дифференцированной ставки
земельного налога.

Кадастровая
стоимость устанавливается на 1 января
текущего года и подлежит доведению до
налогоплательщиков не позднее 1 марта.
Кадастровая стоимость должна доводиться
до налогоплательщиков.

    
если
в 3-летний срок объект был построен, то
земельный налог, уплаченный сверх
однократной ставки налога, признается
излишне уплаченным и подлежит возврату
налогоплательщику в общеустановленном
порядке;

    
если
в течение 3х
лет право собственности на объект не
было зарегистрировано, то земельный
налог взимается в четырехкратном размере
вплоть до государственной регистрации
права собственности на построенный
объект;

2.   
если
земельный участок предоставлен для
индивидуально-жилищного строительства,
то земельный налог взимается в двукратном
размере в течение периода проектирования
и строительства, превышающего 10-летний
срок вплоть до государственной регистрации
права собственности на индивидуальный
жилой дом.

Льготы
– это предоставляемые отдельным
категориям налогоплательщиков,
предусмотренные законодательством о
налогах и сборах преимущества по
сравнению с другими налогоплательщиками.

1)  
на
неопределенный срок (религиозные
организации; организации, которые имеют
в собственности дороги общего пользования;
учреждения уголовно-исполнительной
системы и др.);

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

2)  
на
определенный срок (резиденты особых
экономических зон).

Такие
льготы сейчас не предоставляются
физическим лицам.

2.   
уменьшение
налоговой базы путём установления
необлагаемой налогом суммы. На сегодняшний
день на территории одного муниципального
образования в отношении одного
налогоплательщика – 10 тыс. рублей
(исключительно физическим лицам: инвалиды
детства, инвалиды ВОВ, герои советского
союза, герои России и т.д.).

Представительные
органы местного самоуправления и городов
Москвы и Санкт-Петербурга могут
устанавливать иные форм льгот, а также
иные формы налогоплательщиков.

Вопрос 14. Защита прав на землю.

1.   
нормативная
цена;

2.   
кадастровая
стоимость;

3.   
рыночная
стоимость;

4.   
выкупная
цена.

Охрана
и защита земель – это разные понятия.
Охрана – это комплекс правовых,
организационных, экономических и т.п.
мероприятий, обеспечивающих создание
условий для осуществления прав в их
«ненарушенном» состоянии. Защита прав
осуществляется в случаях, когда существует
нарушение прав или их оспаривание.

1.   
признание
прав на земельный участок (ст.59 ЗК);

2.   
восстановление
положения, существовавшего до нарушения
права на земельный участок, и пресечение
действий, нарушающих права на земельный
участок или создающих реальную угрозу
такого нарушения (ст.60 ЗК);

3.   
признание
недействительным акта государственного
органа или органа местного самоуправления
(ч. 2 ст. 60 и ст. 61 ЗК);

4.   
присуждение
исполнения в натуре (ч. 2 ст. 62 и ст. 63 ЗК).

Применима
ст. 12 ГК (способы защиты гражданских
прав), которая так же предусматривает
способы защиты (применяются возмещение
убытков и т.д.).

Защита
прав может осуществляться в зависимости
от вида и характера в судебном порядке,
административном порядке, а также
некоторые способы защиты могут применяться
без каких-либо специальных органов,
специальных действий.

2.1. Нормативная цена.

Нормативная
цена
– это показатель, характеризующий
стоимость земельного участка определенного
качества и места положения, исходя из
потенциального дохода за расчетный
срок окупаемости.

Порядок
установления нормативной цены определён
Постановлением Правительства от
15.03.1997 г. “О порядке определения
нормативной цены земли”. В соответствии
с данным Постановлением нормативная
цена устанавливается ежегодно органами
исполнительной власти субъектов РФ для
земель различного целевого назначения
по оценочным зонам, административным
районам, поселения или их группам.

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

Органы
местного самоуправления с учётом местных
условий могут изменять нормативную
цену, но не более, чем на 25% (как в сторону
увеличения, так и в сторону уменьшения).
В любом случае, нормативная цена
земельного участка не должна быть более
75% от рыночной стоимости аналогичных
земельных участков.

Нормативная
цена применяется в тех случаях, когда
не установлена кадастровая стоимость
соответствующего земельного участка.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Применяется
при изъятии (выкупе) земельных участков
для государственных (муниципальных)
нужд, при приватизации земельных
участков, при выкупе земельных участков
собственниками объектов недвижимости

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Информационный портал